ГлавнаяНовости бухгалтера

Главбух/не главбух - а подпись поставь!

Главбух/не главбух - а подпись поставь!

При сдачи отчетности у многих предпринимателей возникает вопрос: какие подписи должны быть поставлены на финансовой и налоговой отчетности? 

Законодательство дает ответ на данный вопрос.

Согласно части 4 ст. 8 ЗУ "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.1999 г. №996-XIV, предприятие может самостоятельно выбирать форму организации ведения бухгалтерского учета, а именно:

- введение в штат бухгалтера либо создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

- пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- вести бухучет централизованной бухгалтерией либо аудиторской фирмой;

- самостоятельно вести бухучет и подавать отчетность непосредственно владельцем компании или руководителем предприятия (за исключением публичных обществ и бюджетных организаций).

По поводу ведения учета предприятием, предоставляющим бухгалтерские услуги, то руководителю предприятия не запрещается самостоятельно вести и подавать отчетность. Но вместе с тем и не запрещается пользоваться услугами сторонних предприятий, которые предоставят услуги по ведению бухгалтерской отчетности и подготовят всю необходимую отчетность предприятия.  

Итак с организацией ведения бухгалтерского учета все ясно. Далее возникает вопрос: кто будет подписывать налоговую и финансовую отчетность?

Финансовая отчетность.

Согласно части 1. ст. 11 ЗУ "О бухучете" финансовую отчетность подписывают руководитель и бухгалтер предприятия. Это значит, что если в штате предприятия не числится должность "главный бухгалтер", но есть должность "бухгалтер", то бухгалтер вместе с руководителем и должен подписать финансовую отчетность.

Налоговая отчетность: 

Согласно п. 48.5.1 НКУ, налоговая декларация должна быть подписана: руководителем налогоплательщика или уполномоченным лицом, а также лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации в орган государственной налоговой службы. В случае ведения бухгалтерского учета и представления налоговой декларации непосредственно руководителем налогоплательщика такая налоговая декларация подписывается таким руководителем.

Также не стоит забывать, что п. 48.7 НКУ четко указывает на то, что налоговая отчетность, составленная с нарушением норм этой статьи (ст. 48 Составление налоговой отчетности), не считается налоговой декларацией, кроме случаев, установленных пунктом 46.4 статьи 46 настоящего Кодекса.

Выводы:

1. Если в штате предприятия не предусмотрена должность "бугалтер" - отчетность подписывается руководителем. Кстати подпись руководителя на отчетности должна быть как в графе "Руководитель" так и в графе "Главный бухгалтер".

2. Если есть должность "бухгалтер" или "главный бухгалтер" - отчетность подписывают как руководитель так и бухгалтер или главный бухгалтер.

Должность "главный бухгалтер" может быть, если на предприятии предусмотрена организация бухгалтерской службы во главе с "главным бухгалтером" и, соответственно, штатным расписанием предусмотрен состав такой службы.

3. Если бухгалтерский учет ведет наемный бухгалтер или специализированная компания, то на практике финансовую и налоговую отчетности подписывает только руководитель предприятия.

Все вышеперечисленное касается как "живой" подписи и печати, так и их электронных аналогов.

Но необходимо учесть, что бы все было точно правильно и не возникали вопросы у проверяющих органов, для того, что бы налоговики "видели" кто же несет ответственность за ведение бухгалтерского учета на предприятии, необходимо зарегистрировать такую информацию путем предоставления формы 1-ОПП, где в п, 9 указать информацию о руководителе предприятия и буглалтере (или лице, которое уполномочено вести бухгалтерскую отчетность). Если не регистрировать такое лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета на предприятии, то лучше и в штат не брать "бухгалтера", что бы не возникало дополнительных вопросов и недоразумений. 

Совсем не ясно как будут реагировать миндоходовцы при проверке налогоплательщика, когда выяснится, что на предприятии бухгалтер присутствует, а отчетность подписывает и сдает только руководитель. Вроде как и нарушения можно увидеть и признать все сданные декларации за соответствующие периоды недействительными на основании п.48.7 НКУ.

При ведении бухгалтерского учета "наемным бухгалтером" (как правило компанией, предоставляющей бухгалтерские услуги) на практике применяются такие нормы:

1. Подписывается договор, в котором оговариваются все существенные условия по ведению бухгалтерского учета;

2. "наемный бухгалтер" на основании предоставленных ему первичных документов готовит всю необходимую отчетность и предоставляет ее руководителю;

3. Руководитель подписывает и подает данную отчетность во все госорганы.

При этом в случае неквалифицированной подготовки отчетности, что ведет за собой наложение штрафов госорганами, "наемный бухгалтер" компенсирует все затраты, связанные с уплатой штрафов. По крайней мере именно так и должно быть. Хотя многие стараются не указывать такие нюансы в договорах, таким образом избегая ответственности за выполненную работу.

Все больше предприятий на сегодняшний день пользуются услугами компаний, предоставляющих бухгалтерские услуги. 

Работая с нами, вы сможете быть спокойны за свою бухгалтерию и отчетность - мы несем полную ответственность за ведение бухгалтерского учета, что подробно оговаривается в договоре.


Шинкар Александр

Август 2013г.

19.02.2018 / 1359 просмотров

Мы предоставляем

Отзывы наших партнеров

Памятка бухгалтера

Смотреть весь календарь

Новости бухгалтерии