Содержание материала

Строительство – специфический вид деятельности. В строительной сфере задействованы материалоемкие процессы, а строительные объекты отличаются высокой стоимостью и длительностью проведения работ. При этом цена и покупатель определяются до начала работ, а расчеты зачастую производятся непосредственно в ходе строительства. Поэтому бухучет в строительстве – наиболее проблемное направление современного учета, и имеет свои нюансы.

Бухгалтерский учет в строительной компании требует знания:

• нормативно-правовых документов и специфических терминов;

• особенностей учета доходов, расходов и финрезультатов на объектах строительства.

Систему ведения бухучета строительная компания определяет самостоятельно.

 

Основные понятия и определения

Сфера строительства имеет специфическую терминологию. Так, участвующие в строительстве и выполняющие свой вид работ предприятия, считаются заказчиками, инвесторами, подрядчиками и субподрядчиками.

Главным субъектом считается заказчик, он же одновременно может быть инвестором и застройщиком. Это предприятие, обладающее всеми полномочиями на строительство, организовывающее и контролирующее весь его цикл. Ведение бухучета расходов на строительство также в его ведении.

Если заказчик и инвестор или заказчик и подрядчик – это разные юр. лица, то их взаимоотношения прописываются договорами и контрактами, которые заключаются согласно ГКУ.

Предметом бухучета у заказчика и подрядчика, согласно договору, являются затраты на проведение определенных работ по строительству отдельных зданий, группы сооружений, или в целом договор подряда.

 

Специфика работы бухгалтера строительного предприятия

Индустрия строительства отличается от прочих видов хозяйственной деятельности, в том числе и в ведении бухгалтерии:

1. Документы. Организации, занятые в строительстве, отражают все этапы деятельности в специальных документальных формах.

2. Учет расходов. Разные траты (оплата работников, накладные затраты, мaтериaлы и др.) ведется по разным формам.

3. Принятие объекта. По завершении объект строительства необходимо принять спецкомиссией, что должно быть затверждено актом приема-передачи по специальной форме.

4. Обязательное регистрирование объекта. Готовое строение необходимо зарегистрировать, чтобы его можно было включить в структуру основных средств.

5. Учет бухгалтерии зaказчика и исполнителя существенно различаются.

 

Аспекты, влияющие на бухучет в строительной области:

• При изолированном расположении объектов строительства доходы и расходы учитываются отдельно от остальных.

• Строительство индивидуального характера закрепляется составлением договора.

• При строительстве по проектно-сметным документам необходимо вести проектный учет затрат и учет отклонений от норм, прописанных в расчетных сметах.

• При закреплении строительных собъектов за своей территорией следует учитывать такие затраты, как перебазирование стройтехники, стройподразделений, возведение временных построек.

• Длительный строительный период подразумевает просчет инвентарной стоимости объекта на все время строительства, причем расчеты проводят за продукт условно готовый. Доход и финансовые итоги формируют или по ходу проведения работ, или по завершении объекта.

• Оплата труда при коллективном способе строительства оплачивается коллективно, также предусмотрены премии за досрочно завершенную работу.

• Строительство на незакрытом пространстве требует учесть возникающие нюансы в виде простоев техники и рабочих, ущерба, хищения имущества и формирование необходимого резерва.

• Разноплановые материалы и разные условия для их содержания требуют разных способов учета запасов, согласно национальных стандартов.

 

 

Цель ведения бухучета в сфере строительства – наличие детальных данных для оценивания финансовой ситуации, итогов работы и движения материальных средств предприятия. Бухгалтерская документация показывает, насколько эффективны для развития бизнеса проведенные организационно-технические мероприятия.